Дед Мороз, аист и капуста: правильно ли поддерживать детскую веру в чудо
Возможно, именно в этот Новый год ты услышишь от своего ребенка вопрос: «Мама, а Дед Мороз правда существует?» Как поддерживать в детях веру в чудеса и для чего это нужно, рассказывает детский психолог.
В психологии есть понятие «мифологической фазы», которую переживает каждый ребенок в течение первых семи лет жизни. В этот период идет активное развитие детской фантазии и закладывается творческий потенциал на всю жизнь. Поэтому с «правдой жизни» родителям торопиться не стоит.
Читай также: 7 правил французских мам, которые надо взять на вооружение >>>>>
Пусть малыш проживет свою стадию фантазии в положенный срок, ждет Деда Мороза, находит в форме облаков очертания фантастических существ и играет с воображаемыми друзьями.
Люди, адекватно прожившие этот период, более адаптированы к жизни, эмпатичны и имеют меньше внутренних ограничений, то есть чаще добиваются поставленных целей.
Дед Мороз – вера в чудеса
Вера в чудо важна маленькому ребенку – это защитный механизм психики, который и взрослому помогает преодолевать сложные жизненные этапы. Поэтому так важно, чтобы Дед Мороз «приходил» в дом, если его там ждут.
Что говорят психологи. Детская вера в Деда Мороза важна в педагогических целях. Это добрый, справедливый и могущественный волшебник, который помнит о каждом ребенке на земле и не оставляет никого без внимания. Так ребенок учится справедливости и тому, что хороших вещей и внимания достоин не только он.
Читай также: Мамины помощники – 5 советов по воспитанию, которые будут актуальны всегда >>>>>
Кроме того, ожидание такой редкой радости как приход Деда Мороза, важно для правильного развития эмоциональности ребенка, ведь предвкушение праздника – это особенное время, в течение которого он пребывает в приподнятом настроении. Написание письма Деду Морозу учит детей самокритичности (перечисление хороших и плохих поступков), а также развивает эмпатию, когда в письме он просит подарки не только для себя, но и для близких, и проявляет заботу о самом «дедушке», оставляя ему угощение возле елки.
Что с этим делать. До 7-8 лет, как правило, родители не сталкиваются с критичным отношением чада к Дедушке Морозу. А вот ребенка 9-11 лет в счастливом неведении уже не удержать, да и не нужно.
Можно подойти к решению проблемы оригинально и посвятить сына или дочь в «тайну» Деда Мороза, рассказав, что все волшебники на самом деле – это просто люди, которые проявляют заботу о других. Таким образом можно перевести ребенка на новый уровень знания о жизни – от ожидания чуда в свой адрес до активного творения добра своими руками.
Предложи ему выбрать одного знакомого человека – тихого одноклассника или одинокую соседку – и подарить ему тайный подарок «от Деда Мороза». Так ребенок почувствует, что его добрые дела могут многое изменить и что отдавать бывает не менее приятно, чем получать.
Капуста и аист – тайна происхождения жизни
Вопрос о собственном происхождении начинает волновать детей довольно рано – уже в 3-4 года. Особенно остро он может встать с появлением в семье еще одного малыша. В этом случае вряд ли нужно поддерживать веру ребенка в то, что детей находят к капусте, их приносит аист или покупают в специальном магазине. Гораздо большим чудом для малыша станет знание, что он появился от любви, чем зарождение на овощной грядке.
Что говорят психологи. Психологи рекомендуют родителям не выдумывать историй о происхождении ребенка, так как это чревато утратой доверия, ведь рано или поздно он во всем разберется. Лучше всего сообщать именно правду, но делать это дозировано и в соответствии с возрастом.
Что с этим делать. Ребенок 3-6 лет вполне удовлетворится объяснением, что мама и папа встретились, влюбились и у мамы в животике зародилась новая жизнь. Кстати, жизнь может зарождаться не только в животе, но и в сердце мамы и папы – именно так следует подавать информацию небиологическим, но безмерно любимым детям.
Читай также: Детская неожиданность – фразы, которые заставляют родителей краснеть >>>>>
Позже, в 8-11 лет, имеет смысл обратиться к детской просветительской литературе на тему отношений полов и зарождения новой жизни, но только в том случае, если у ребенка появился запрос на расширение этого знания.
Воображаемый друг – развитие креативности
Для тревожным мам, которые переживают по поводу того, что ребенок плохо сходится с детьми из песочницы и придумывает себе приятелей, есть хорошая новость. Воображаемые друзья – это не предвестники психических отклонений, а сигнал о том, что в доме растет весьма тонкая натура и творческая личность.
Что говорят психологи. Креативность ребенка начинает активно развиваться в 2-4 года. И так как ведущая деятельность в этом возрасте – игра, то ребенок через нее ищет свое место в мире, примеряет разные социальные роли и придумывает несуществующее.
Читай также: Кликай отсюда – как защитить детей в интернете >>>>>
Если ребенок рассказывает вам о воображаемом друге и предлагает с ним поиграть, нет повода для беспокойства. По данным психологов, около двух третей детей от 3 до 8 лет имеют воображаемых друзей или очеловечивают свои игрушки.
Что с этим делать. Родителям стоит поддерживать заданную игру и разобраться в ее правилах. Кстати, большинство детей прекрасно понимают, что друга в реальности нет, но ведь было бы здорово, если бы он был, правда?
Следи за тем, как ребенок общается со своим товарищем – если он напарники по приключениям, совершают кругосветные путешествия или перевоплощаются в супергероев и спасают мир, волноваться не о чем. Если они ссорятся, и ребенок «наказывает» своего друга – например, шлепает его или ругает словами, не принятыми в вашей семье, самое дело встревожиться, где он мог услышать, увидеть или стать участником такой сцены.
Зубная фея – награда за страдания
Зубная фея, гномик или мышка – охотников за выпавшими детскими зубами немало. Смена зубов – процесс неприятный и даже болезненный, именно поэтому вера в волшебное существо, меняющее зубик на подарок, может помочь ребенку преодолеть этот трудный период.
Что говорят психологи. Часто родители спешат рассказать детям о том, что чудес не бывает, мотивируя это желанием, чтобы ребенок не витал в облаках, а понимал, что жизнь – штука сложная.
Читай также: Неидеальная мать – 5 шагов к счастливому материнству >>>>>
Специалисты придерживаются мнения, что таким образом родитель действуете не в интересах реального ребенка, а пытается защитить свое внутреннее дитя, которое так и не сумело оправиться от перенесенного разочарования в чуде. Однако стоит помнить, что дети имеют право на собственный опыт. Обязанность родителей – помогать им разбираться в чувствах, а не блокировать их.
Что с этим делать. «Страшную» правду о зубной фее можно и вовсе не рассказывать, ведь эта сказка живет, пока не закончатся молочные зубы. Лет в 8-10 ребенок и сам догадается, откуда берутся презенты под подушкой, и будет с удовольствием поддерживать безобидную семейную игру в фею, чтобы пополнить свою копилку очередной «денежкой за зубик».
Монстр под кроватью – вера в иррациональное
Ребенок может бояться темноты, теней и монстров под кроватью. Однако родители боятся не должны – надо уметь отличать страх неизведанного от фобий, которые требуют коррекции.
Что говорят психологи. Отличить страх, который является биологической программой выживания (а значит, естественен), от патологической тревоги несложно. Последняя связана с опасениями без видимой причины, а монстр под кроватью или живущий в ванной паук – причины как раз видимые и объективные. В 4-6 лет дети боятся иррационального, эти страхи связаны с развитием воображения и проходят, как правило, сами собой.
Смотри также: Баю, Зай – 5 нестандартных способов уложить ребенка спать >>>>>
Важно показывать, что понимаешь детский страх, а не обесценивать эти переживания в духе: «Ты уже большой мальчик. Большие мальчики ничего не боятся».
Что с этим делать. Можно нарисовать с ребенком его монстра и придумать против него защиту – вооружиться фонариком и расставить ловушки, что само по себе превратиться в захватывающую игру. И не забывай применять техники активного слушания, порой ребенку достаточно, чтобы его опасения приняли всерьез – тогда «монстр» значительно уменьшится в размерах.
Детская вера в иррациональное может научить ребенка распознавать в себе самые разные чувства и прислушиваться к интуиции, которая является зеркалом подсознания.
Анна Офицерова