Театр 2020: новые форматы постановок, которые надо увидеть

logo
Театр 2020: новые форматы постановок, которые надо увидеть Театр 2020: новые форматы постановок, которые надо увидеть Театр 2020: новые форматы постановок, которые надо увидеть Театр 2020: новые форматы постановок, которые надо увидеть
Эти талантливые режиссеры ломают стереотипы о театре и изобретают новые форматы общения со зрителем. Запомни имена тех, кто меняет современное искусство.

Театр сегодня – это не сцена и зрительный зал, не шепот, бинокль и буфет. Передовые режиссеры активно осваивают формат онлайн и подключают зрителя к действу. Рассказываем о самых интересных и заметных проектах.

Поделиться:


Михаил Зыгарь, Мобильный художественный театр

Михаил Зыгарь мобильный театр

@zygaro

О театре и режиссере: политический журналист Михаил Зыгарь пробовал себя в разных ипостасях – он был и писателем, и руководителем телеканала, а год назад стал еще и режиссером. При этом театр Зыгарь создал себе сам, и такой, который в буквальном смысле помещается в кармане. МХТ, или мобильный художественный театр – это приложение для телефона, в котором существуют аудиоспектакли. Это не просто «театр у микрофона» – зритель активно участвует в процессе: все треки записаны для прогулок по заранее продуманным маршрутам, как аудиогиды в музее.

Михаил Зыгарь мобильный театр

mobiletheater.io

Что смотреть: в случае с МХТ, зрителю предстоит не смотреть, а слушать спектакль. Первым проектом Мобильного театра стала постановка «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Прогуливаясь от «Кропоткинской» до «Парка культуры», он рассказывает о своих именитых соседях — архитекторах, артистах, ученых и писателях, тоже некогда обитавших в районе Пречистенки.

Смотри также: Новые лица российского кино – 5 молодых актеров, которых надо запомнить >>>>>

Еще один знаковый спектакль МХТ – «Мастер и Маргарита» с Ингеборгой Дапкунайте в роли Воланда. Приложение можно скачать в AppStore и Google Play бесплатно, а «билет» на спектакль обойдется в 379 рублей.

Мигель, иммерсивное шоу «Вернувшиеся»

Мигель театр

@migelshow

О театре и режиссере: хорошо знакомый зрителям по проекту «танцы» хореограф попробовал себя в новом амплуа – он стал режиссером и постановщиком иммерсивного шоу. Иммерсивный театр или театр-променад, как его еще называют, не предполагает традиционного зрительного зала. События разворачиваются в необычных локациях: «Вернувшиеся» идут в старинном особняке, актеры перемещаются по комнатам, а зрители вольны следовать за ними.

Мигель шоу

tstravel.ru

Что смотреть: «Вернувшиеся» по пьесе Генрика Ибсена «Привидения» – это первый в России полноценный иммерсивный спектакль в традиции театральной группы Punchdrunk, заложенной их легендарным Sleep No More – именно эта постановка вдохновила Мигеля на создание собственного иммерсивного шоу. Успей посмотреть – в России спектакль покажут всего 50 раз, а потом увезут в США.

Смотри также: Искусство для чайников – разбираемся в стилях живописи за 5 минут >>>>>

«Безликие» — это не спектакль для приятного времяпрепровождения в вечерних платьях. Это шоу, где зритель из наблюдателя превращается в соучастника действия. Чтобы посмотреть его целиком, нужно сходить на него не менее двадцати раз — ведь у нас двадцать сюжетных линий, более шестисот сцен», – говорит о своем шоу Мигель. Стоимость билета – от 3500 рублей.

Константин Богомолов, БрON Air

Константин Богомолов режиссер

@konbog75

О театре и режиссере: критики говорят, что Богомолов не любит зрителя – и не делает ровным счетом ничего, чтобы ему понравиться. Режиссер ставит спектакли ради искусства, и если он считает нужным, чтобы в течение 40 минут актеры просто стояли и покашливали, то так и будет. А еще Богомолов тонко чувствует время и предугадывает тренды. Поэтому к введению карантинных мер муж Ксении Собчак тоже был готов: он запустил онлайн-проект о театре.

Константин Богомолов режиссер

posta-magazine.ru/article/bron-air/

Что смотреть: БрON Air – это совместный проект Театра на Малой Бронной и Фонда поддержки и развития современного театра имени Соломона Михоэлса. «В эти дни многие театры стараются тем или иным способом компенсировать зрителям невозможность пойти на спектакль. Театр на Бронной так же будет поддерживать живую связь с нашими зрителями. Но мы не будем предлагать видеотрансляции наших спектаклей. Есть у меня личное такое убеждение, что в театр нужно ходить. А пока такой возможности нет — надо театр изучать», – рассказывает о проекте его автор.

Смотри также: 5 самых популярных современных поэтесс и их лучшие стихотворения >>>>>

Прямые эфиры будут транслироваться в социальных сетях театра, а также станут доступны в записи на Youtube-канале Театра на Малой Бронной. Начало всех лекций в 20.00.

Алексей Ершов и Максим Карнаухов, «Театр. На Вынос»

Алексей Ершов, Максим Карнаухов

vk.com/id324429, vk.com/maximkarnauhov

О театре и режиссерах: Алексея Ершова и Максима Карнаухова отчислили из петербургской театральной академии – и это определило их дальнейший творческий путь. Три года назад Ершов за один день создал спектакль со случайным прохожим, после чего продемонстрировал результат группе рандомных зрителей. В этом заключается концепция театра: стрит-арт, который возникает спонтанно и вовлекает зрителя в происходящее.

Алексей Ершов, Максим Карнаухов

vk.com/albums-142693574

Что смотреть: «Poe. Tri.» — это спектакль-прогулка по любому городу в компании местного поэта. Действие целиком завязано на личности проводника, а прогулка становится совместным приключением зрителя и героя.

Смотри также: 10 вечных книг, которые должна прочесть каждая девушка >>>>>

«Мы не продаем билеты на наши спектакли, мы делаем их в городских пространствах и ни с кем никогда ни о чем не договариваемся. Зрители всегда являются такими же захватчиками, как и мы: они ровно так же проникают в здания через подвалы, чтобы посмотреть спектакль», – говорит о своем творчестве Ершов.

Василий Березин, Бинарный биотеатр

Василий Березин, режиссер

@berezinvasya

О театре и режиссере: выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, Василий Березин создал и возглавил Биотеатр – платформу для молодых художников, артистов и режиссеров.

«Бинарный — это двойной, новый. Мы не всем понятны и не хотим быть понятны. Зрители постоянно делятся на две категории: на тех, кто понимает, и тех, кто нет. Биотеатр означает, что мы работаем с живыми сущностями. С Homo sapiens, например. Ну или с животными, котами. Компьютеры нас тоже интересуют, но скорее как то, что оказывает влияние на биосферу. Для нас в первую очередь важен человек. Наш актер — странный человек, с жизненной позицией, начитанный, умный. Ему должно быть нечего терять, чтобы он мог отдавать все время театру», – поясняет Березин.

Василий Березин, режиссер

web.archive.org

Что смотреть: каждый спектакль Березина кардинально отличается от предыдущего – и хронометражем, и местом действия, и жанром. Например, Devil Comedy — спектакль для одного зрителя, самостоятельно выбирающего время и место действия, «Евангелие» — оперное прочтение Священного Писания в заброшенном ДК.

Читай также: Путь к счастью – 7 книг, которые изменят вашу жизнь к лучшему >>>>>

А пьеса «Эволюция» — спектакль о развитии цивилизации землян, как говорит сам Березин, «возрождение Анатомического театра в современной антропологической философии в контексте современной Алхимии. Режиссер выступает в роли хирурга, делает сложнейшую операцию на сердце прямо на глазах у зрителей».

Дмитрий Белыш, Yellow yell love

Дмитрий Белыш

vk.com/dmitry_belysh

О театре и режиссере: по официальной версии группа Yellow yell love – это трио. Однако в составе этого трио только один человек, актер Дмитрий Белыш. Однажды он придумал себе альтер эго и назвал персонажа Yellow suit («желтый костюм»). В свою очередь «желтый костюм» тоже придумал себе альтер эго – и назвал его Каспаром Хаузером. И все они вместе начали ставить криптакли.

«Все началось с челленджа, когда я решил каждый день делать свежую фотку и ставить ее на аватарку в ВК. Это продолжалось около трех месяцев и интерпретировалось мной как потеря индивидуальности. В процессе я понял, что хочу создать своего аватара, некое иное воплощение себя. В день своего рождения, 23 мая, я публично родил своего аватара — человека в желтом спортивном костюме — и презентовал криптакль «Аватарка-заманушка», текст которого писался мной в течение смен этих аватарок и является моим вывернутым наизнанку внутренним миром», – поясняет Белыш.

Дмитрий Белыш

vk.com/yellowyelllove

Что смотреть: «Акт-контакт Каспара Хаузера с Пушкиным А.С.» — это реконструкция дуэли Пушкина с Дантесом, перфоманс состоит из двух частей, собственно, самого спектакля и возложения цветов к памятнику поэту. А криптакль «Аватарка-заманушка» — это монолог Дмитрия под аккомпанемент техно-музыки.

Всеволод Лисовский, «Трансформатор»

Всеволод Лисовский, режиссер

vk.com/teatrdoccentermars, vk.com/individyiatomy

О театре и режиссере: Всеволод Лисовский с  2011 года ставит экспериментальные спектакли в Москве, называет себя «комиссаром» Театра.doc, точнее, его площадки «Трансформатор». Манифест новой сцены гласит: «В этом зале мы будем заниматься невозможным. Делать то, что противоречит законам экономическим, физическим, театральным, художественным, законам здравого смысла».

А о себе Лисовский говорит скромно: «Я — человек без высшего образования и не бог весть какой теоретик. Я могу чего-то не знать, чего-то не учитывать, но мне помогает энергия варвара. Знающий человек, нагруженный надстройками, — химик, а я — алхимик. Театр в моем варварском представлении устроен очень просто: есть актер и есть зритель. Работаю с моделью, пытаюсь понять, как с ней можно взаимодействовать, что из этого уравнения можно убрать…»

Всеволод Лисовский, режиссер

vk.com/individyiatomy

Что смотреть: спектакль «Без режиссера», который, по словам создателей, имеет мало общего с понятием о спектакле. «Понятно, в чем эксперимент: устранить фигуру режиссера. Каждый сам выбирает себе текст. За полтора года большинство неоднократно их меняли. Я в это не вмешиваюсь. С тех пор, как я вообще перестал комментировать происходящее, актерам, судя по всему, стало очень хорошо. Мы не знаем, куда нас приведет каждый следующий шаг. Например, у меня выводы после сегодняшней репетиции радикально отличаются от впечатлений от прошлой. Феномен стабильности существует в сознании, а не в действительности», – говорит о своем произведении Лисовский. Как пишут организаторы, продолжительность не-спектакля – до ухода последнего актера.

Ира Громаковская

Поделиться: