7 культовых ужастиков Хичкока, которые ты должна посмотреть
Великому мастеру триллера Альфреду Хичкоку 13 августа исполнилось бы 120 лет. В честь этого события мы хотим напомнить тебе о самых завораживающих кинолентах признанного мастера ужасов.
Птицы (The Birds, 1963)
О чем: молодой женщине Мелани понравился мужчина по имени Митч, и она приехала к нему в гости на побережье. Подразумевалось, что там гостью ждут свежий воздух, легкий флирт и, возможно, романтические отношения. Вначале все так и происходило, а потом в дело вмешались… птицы. Казавшееся просто странным поначалу поведение пернатых сменилось самым настоящим птичьим апокалипсисом.
Хичкок снял фильм по новелле Дафны дю Морье, которая и сейчас остается одной из самых экранизируемых писательниц. Но режиссер ее значительно переработал.
Читай также: Короткие сериалы, которые можно успеть посмотреть за выходные >>>>>
В результате довольно простая фантастическая история превратилась в жуткий мистический рассказ, переполненный символами и двойным смыслом. Кстати, почти все сцены сняты с живыми птицами.
Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951)
О чем: Двое случайных попутчиков, Гай и Бруно, в поезде завели разговор о пустяках. Постепенно беседа становилась все более и более откровенной, пока в какой-то момент один из них не предложил отличный план решения всех накопившихся проблем в жизни: обменяться убийствами. Это должно обеспечить каждому алиби и отвести подозрения полиции. Молодому теннисисту вначале показалось, что его попутчик шутит, но тот оказался настроен вполне серьезно и даже начал настаивать на своем плане.
Хичкок подарил зрителям две кошмарные сцены. Убийство жены одного из героев, снятое в виде отражения в очках, и кадры смертельной драки на карусели, которая движется с бешеной скоростью. Этот детективный сюжет стал классическим, но первооткрывателем был именно Альфред. Позднее детектив неоднократно переснимали, но настолько насытить его саспенсом никому не удалось.
Верёвка (Rope, 1948)
О чем: Два молодых и богатых интеллектуала решили немного пощекотать себе нервы и задушили своего приятеля. Они не пытались скрыть преступление, наоборот, пригласили гостей, среди которых оказались отец и невеста убитого. Бравируя ницшеанскими идеями о сверхчеловеке, они накрыли стол собравшимся. О случившемся догадался один из гостей – профессор, который когда-то и познакомил их с этой философией.
Триллер «Веревка» считается одним из самых новаторских в коллекции Хичкока. По крайней мере, в техническом плане. В восьмидесяти минутах экранного времени всего десять сцен.
Читай также: «Дрянь» и другие сериалы о женщинах, которые могут все >>>>>
Но и это не ощущается, Хичкок так мастерски замаскировал склейки, что создается впечатление непрерывности действия. Для этого некоторые эпизоды пришлось переснимать десятки раз.
Безумие (Frenzy, 1972)
О чем: неспешное повествование о лондонском серийном убийце, некоторых его жертвах и несчастном, которого ошибочно приняли за маньяка. Все участники и их роли известны почти сразу, на экране много бытовых сцен, в которых не происходит ничего особенного, но по произведенному на зрителя эффекту «Исступление» называют одним из самых страшных в фильмографии Хичкока. Собственно убийства, кроме одного, на экране не показывают. Но и оно, единственное, оказалось настолько впечатляющим, что после премьеры подняло в Британии целую волну обсуждений о женоненавистниках.
Другой эпизод, в грузовике с картошкой, часто попадает в списки самых страшных сцен в кино. Как это часто было у Хичкока, режиссер взял неплохой материал и превратил его в гениальный киносценарий. Артур Ле Берн даже переиздал свой роман «До свидания, Пиккадилли, прощай, Лейстер-сквер», который стал основой для фильма, именно под названием «Исступление».
Спасательная шлюпка (Lifeboat, 1944)
О чем: торпедная атака на корабль привела к тому, что немногие выжившие после нее оказались в лодке посреди океана. Спаслись в шлюпке люди совершенно разные: они отличаются достатком, профессией и мировоззрением. К тому же, среди них оказался немецкий матрос с той самой атаковавшей подлодки. Впереди у них долгое путешествие, а зрителя ждут споры, драки, безумие, предательство, самоубийства и убийство.
Сюжет «Спасательной шлюпки» довольно простой, что, в общем-то, логично для столь ограниченного пространства, в котором происходит действие. Но и в небольшой шлюпке Хичкок нашел возможность сконцентрировать напряжение и нагнать жути.
Читай также: Золотой фонд кино – фильмы с украшениями в главных ролях >>>>>
Для 1944 года кинолента была очень смелой, некоторые сцены даже пришлось в результате удалить. Впоследствии эффект пытались повторить многие. Переснимали не только саму «Спасательную шлюпку», хватало и других вариантов раскрытия идеи.
Головокружение (Vertigo, 1958)
О чем: полицейский детектив Джон вынужденно ушел в отставку из-за боязни высоты. На гражданке он пытался подработать частным сыщиком, когда к нему за помощью обратился старый друг. Он попросил присмотреть за женой. По его словам, она страдала расстройством психики и могла покончить самоубийством. Увы, все усилия были напрасными: подопечная погибла. И вдруг к собственному ужасу Джон через некоторое время встретил ее… живой.
В 1958 году критики изрядно «потоптались» по фильму, но сейчас он вполне заслуженно считается одним из лучших детективных триллеров за всю историю. «Головокружение» Хичкока получилось многограннее романа-основы Буало и Нарсежака. Режиссер своим волевым решением перенес детективную развязку почти в середину фильма, а все остальное время позволял раскрываться характерам героев, не снижая напряжения саспенса.
Психо (Psycho, 1960)
О чем: секретарша Мэрион украла огромную сумму и скрылась от своей старой жизни. В ходе бегства она решила немного отдохнуть в «Мотеле Бэйтса». Небольшая гостиница возле трассы выглядела странно, но ее владелец показался довольно приятным юношей. Они мило пообщались, а перед сном девушка отправилась принимать душ. Именно в этот момент в ее комнату пробралась странная женщина с ножом…
Хичкок в «Психо» сознательно нарушил писанные и неписанные правила кино. Например, уже в середине «убил» актрису Джанет Ли – главную звезду фильма. Многие зрители, которые шли прежде всего на нее, были шокированы таким неожиданным ходом. И в результате Хичкок выдал картину, которая и сейчас оспаривает звание самого страшного хоррора, несмотря на воцарение эры компьютерной графики.
Ус Максимов