Хелен Миррен: «Я была рождена для роли Екатерины»
В преддверии премьеры мини-сериала «Екатерина Великая» его главная звезда Хелен Миррен рассказала о своих корнях, съемках в России и любимых блюдах русской кухни в эксклюзивном интервью журналу «ЗОЛОТОЙ».
Ей не привыкать играть коронованных особ. Роль Елизаветы Второй в ленте «Королева» принесла Хелен Миррен «Оскара». Теперь англичанка с русскими корнями примеряет корону российской империи в сериале «Екатерина Великая».
Немного истории: Екатерина II была немецкой принцессой Софией Ангальт-Цербстской, которую выписали из Европы для того, чтобы она составила достойную партию наследнику российского престола, Петру III. Поменяв имя и вступив в брак, женщина вскоре затмила и свергла с престола мужа – и правила Россией с 1762 до 1796 года, став легендарной императрицей. Она запомнилась не только государственными реформами, последовательной политикой Просвещения и перепиской с Вальтером, но и бурной личной жизнью.
– Я слышала, что вокруг личной жизни Екатерины ходило много слухов, – улыбается Хелен Миррен во время нашей встречи в Лондоне. – Наш сериал больше концентрируется на фактах, а в частности, на романе императрицы с Григорием Потемкиным.
– Как вам Джейсон Кларк в роли Потемкина?
– Я не вижу никого другого в этой роли. Он выглядит очень по-русски, мне кажется.
Самой Хелен не нужно притворяться, чтобы выглядеть по-русски – благодаря генам. Ее отец, дипломат Василий Петрович Миронов, был родом из деревни Курьяново под Смоленском. Родись она в России, ее бы звали Елена Васильевна Миронова, а в Лондоне она получила имя Хелен Лидия Миронофф. Фамилию отец актрисы подкорректировал на британский манер в 50-х годах и превратил ее в Миррен.
– У меня было очень счастливое детство в восточном Лондоне, – говорит Хелен. – Единственное, о чем я жалею, это что не говорю по-русски. Я считаю, это было трагическим упущением со стороны родителей – не обучить меня в детстве!
– Екатерина была немкой, которой пришлось жить в России. А каково было вам расти в Лондоне?
– У меня было ощущение, что я отчасти росла чужаком. Тогда смешанные браки людей из разных культур были еще в новинку. Потом холодная война тоже не добавила русским популярности, и я не сильно вдавалась в мою семейную историю. Все подробности своей родословной узнала уже в зрелом возрасте, когда поехала в Россию.
– Что вы испытали, оказавшись в Смоленской области?
– Мое сердце разрывалось на части от эмоций, – вспоминает актриса. – У нас в семье сохранились редкие письма деда из России и фотографии с подписями, но долгое время мне казалось, что они – часть совершенно утраченного мира, и что ответные сообщения на те письма мне уже никогда не прочитать. И тут вдруг оказывается, что где-то очень далеко в другой семье хранились письма и фотографии моих родных. Я приехала в Россию со старшей сестрой Кейт, и мы встретились с моими дальними родственниками, с которыми мы даже внешне похожи, сравнили документы и фотокарточки и расплакались.
Читай также: Что посмотреть – лучшие мини-сериалы для осенних выходных >>>>>
У Хелен последние 20 лет была заветная мечта – сыграть Екатерину Великую, о чем она не раз упоминала в интервью. Ее притягивала красочная судьба российской императрицы – «там столько сюжетных поворотов, которые можно драматизировать!»
Мольбы Миррен были услышаны боссами компании HBO. Прошлую зиму и весну актриса провела в России, играя заветную роль в историческом мини-сериале «Екатерина Великая», премьера которого состоится уже 21 октября. Всего проект представит 4 серии, по часу каждая.
– Мы снимали в Екатерининском дворце и в других местах под Петербургом, а также в Литве, что было совершенно сказочно, – рассказывает Хелен. – Находиться в местах, где жила Екатерина, носить ее одежду, декорации – для меня, как для актрисы, это была сказка, ставшая явью. У меня было ощущение, что я проживала страницы истории, которые до этого знала только по учебникам.
– Как вы готовились к роли?
– Мне сильно помогли биографии царицы, написанные Изабель де Мадарьяга и Робертом Мэсси. Также мне дали доступ к архивным письмам императрицы. Кто лучше может рассказать о внутреннем мире, чем она сама?
– Пожалуй, никто. Вы поменяли свое мнение о ней? Узнали что-то новое?
– Я познакомилась с очень умной женщиной, которая всю жизнь была жадной до новых знаний, общалась с ведущими философами и искала свое предназначение.
– В чем же она его нашла?
– В управлении Россией, конечно. Для нее это была огромная, темная и пугающаяся страна. Она восприняла судьбу как волю Бога. Ее личных амбиций не хватило бы на целую жизнь жесткого, но справедливого правления.
Ни один приезд в Россию не обходится без дегустации русской кухни, которую, как оказалось, Хелен уже довольно хорошо выучила.
– Мое любимое блюдо – жареный картофель с маслятами, – признается Миррен. – Также блюда с капустой. Квашеная, в пирогах, в щах… Столько вариаций. Восточно-европейская кухня мне очень по душе, видимо, это заложено генетически. Хотя, с этим связаны и детские воспоминания – моя мама готовила русские блюда для отца, особенно на православную Пасху.
Беседовал Уилл Кинг