Мир в объективе: 5 легендарных фотографов и их лучшие работы
В День фотографа вспоминаем самых ярких художников, снимки которых навсегда вошли в историю моды и журналистики. Ты могла не знать их имена – но ты точно много раз видела их работы.
Хельмут Ньютон: модный провокатор
(1920-2004)
Хороший вкус — антифотогеничен, антиженственен, антиэротичен, это какой-то антифэшн. Вульгарность — это жизнь, удовольствие и желание. И мои работы очень вульгарны.
Фотограф из Германии стал настоящим классиком фэшн-фотографии ХХ века. Благодаря его провокационным снимкам мы с нового ракурса взглянули на моду, красоту и сексуальность. Часто его работы становились причиной скандалов. Хотя модели были одеты, их соблазнительные и откровенные позы вызывали бурную реакцию читателей глянца. Снимки Ньютона публиковались в Vogue, Elle, Playboy, Queen, Harper’s Bazaar.
Смотри также: 5 секретов удачного снимка – как своим обаянием затмить соцсети >>>>>
Девиз Хельмута звучал как sex sells («секс продает»). В 70-х его фотографии называли «порнографическим шиком». Работы «на грани» – с ошейниками, плетками, двусмысленными позами и обнаженными частями тела стали его фирменным стилем. Хотя для современного читателя эти снимки могут показаться вполне невинными – в то время они стали настоящим откровением.
Хельмут тщательно выстраивал каждый кадр, делая затем всего пару снимков. В копилке его гениальных работ: «Женщина, смотрящая на мужчину» (Vogue US, 1975), «Женщины, переодетые в мужчин» (Vogue Paris, 1979), а также портрет Эльзы Перетти в образе кролика на крыше Нью-Йоркской высотки.
В 80-х он много снимал звезд: фотографу позировали Элизабет Тейлор, Твигги, Катрин Денев, Энди Уорхол, Стинг, Софи Лорен, Моника Беллуччи, Дэвид Боуи, Мадонна, Джулия Робертс. Позднее он сделал знаменитые портреты Сальвадора Дали и Маргарет Тэтчер.
Энни Лейбовиц: мастер звездных портретов
(1949 – настоящее время)
В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую.
Американку Энни Лейбовиц называют одной из самых востребованных фотографов в мире. Даже если тебе не знакомо это имя, ее снимки наверняка не раз попадались на глаза. Лейбовиц специализируется на портретных съемках звезд. Начав карьеру в журнале Rolling Stone, Энни показала, что умеет снимать популярных людей креативно и с характером. Через 10 лет она начала сотрудничество с изданием Vanity Fair, став одной из лучших в своей нише.
Лейбовиц работала с самыми знаменитыми и влиятельными людьми, собрав в своем архиве весь голливудский свет. В ее объектив попадали не только музыканты и актеры, но и политики. Она снимала королеву Англии, Майкла Джексона, Барака Обаму, Михаила Горбачева, Лайзу Минелли, Терезу Мэй, Мика Джаггера, Джона Леннона.
Знаменитая фотография последнего, где голый Леннон прижимается к Йоко Оно, была сделана всего за несколько часов до его трагической гибели.
Некоторые звездные фото становились настолько узнаваемыми, что переходили в статус визитных карточек знаменитостей. Например, черно-белое фото Леонардо Ди Каприо с лебедем, снимок обнаженной Анджелины Джоли в ванне или беременной Деми Мур для обложки Vanity Fair.
Ирвин Пенн: гений Vogue
(1917-2009)
Хорошая фотография – та, которая касается сердца и меняет зрителя.
Ирвин учился в школе искусств, но профессия дизайнера в результате привела его в фотографию. В начале карьеры он работал ассистентом арт-редактора в журнале Vogue, где занимался оформлением обложек. Пенн постоянно был недоволен работой привлеченных фотографов, которые не могли воплотить его идеи. В итоге он сам взялся за фотоаппарат. Его снимки оказались настолько удачны, что руководство предложило ему стать главным фотографом журнала. В 1943 году на обложке Vogue появилась его первый снимок.
Смотри также: Черно-белое кино – лучшие украшения в двухцветной гамме >>>>>
С журналом Ирвин Пенн сотрудничал на протяжении всей карьеры, делая обложки, портреты, натюрморты и фэшн-съемки. Всего он снял для Vogue 165 обложек, последнюю – за два месяца до своей смерти. Эти работы в модном издании принесли ему репутацию одного из лучших портретных фотографов своего времени.
Ирвин не любил безыдейные фотографии. Всякий раз он выдумывал новый сценарий, а модели превращались в актеров в его объективе. При этом часто ему хватало простого фона. Зато среди его моделей были действительно легендарные личности – Пабло Пикассо, Ив Сен-Лоран, Одри Хепберн, Сальвадор Дали, Альфред Хичкок, Трумен Капоте, Марлен Дитрих, Николь Кидман, Кейт Мосс и многие другие. Сегодня самые знаменитые работы Пенна выставлены в Музее современного искусства и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Альфред Эйзенштадт: отец фотожурналистики из LIFE
(1898-1995)
На фотографии глаза человека говорят многое, иногда говорят все.
Эйзенштадта часто называют отцом фотожурналистики, и не случайно. Долгое время он работал в знаменитом журнале «LIFE», для которого делал репортажные съемки в своем неповторимом стиле. Жизнь он умел снять с постановочной изящностью, а его художественные кадры обладали репортажной динамикой.
Смотри также: Искусство для чайников – разбираемся в живописи за 5 минут >>>>>
Фотограф начал свой путь в Германии, но в середине 1930-х ему пришлось эмигрировать в США. Тогда он и попал в штат журнала «LIFE», который вскоре стал самым популярным иллюстрированным изданием в стране.
В карьере Альфреда было много значимых репортажных съемок, но статус культового фотографа ему принёс кадр «День победы над Японией на Таймс-сквер», сделанный в 1945 году. На снимке молодой матрос целует девушку в центре Нью-Йорка.
Фотограф рассказывал, что увидел матроса, который носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд. «Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его, целующего медсестру», — вспоминал Эйзенштадт. Он назвал снимок «Безоговорочная капитуляция». Для американцев это фото стало символом окончания Второй мировой войны.
Кроме важных мировых событий, он снимал многих знаменитостей — Софи Лорен, Уинстона Черчилля, Альфреда Эйнштейна, Сальвадора Дали. А снимки Мэрилин Монро его авторства стали одними их самых публикуемых.
Анри Картье-Брессон: легенда уличной фотографии
(1908-2004)
Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду.
Анри Картье-Брессон увлекся фотографией с детства. Тяга к искусству досталась ему от дяди-художника. Но именно уличной фотографией он проникся во время путешествия по Африке. Вернувшись в родную Францию, он приобрел профессиональную камеру, позволявшую делать четкие снимки даже в движении – и больше с ней не расставался.
Сильнее всего Анри любил фотографировать на улице ничего не подозревающих о съемке людей. Ему удавалось выбрать удачный момент, передающий искренние эмоции случайных моделей. Именно это выделяло его среди коллег, которые в основном предпочитали постановочные фотографии.
Анри же считал, что фотография должна быть настоящей и честной, поэтому никогда не просил людей подыграть ему для создания сюжета. Он просто много и пристально наблюдал за окружающим его миром.
В его объектив попадали целующиеся парочки, отдыхающие и бегущие по своим заботам прохожие, играющие дети. Чтобы оставаться незаметным, ему даже пришлось заклеить черной изолентой все блестящие детали фотоаппарата.
Он был «невидимкой» и ловил момент для фото. Кстати, именно Анри ввел термин «решающий момент» и даже написал книгу с таким же названием. Особенную популярность он получил, дважды посетив СССР и показав простых советских людей с неожиданной для всего мира стороны.
Валерия Менская