Новые фильмы о главном: 5 российских картин о любви, которые стоит смотреть
В потоке «попкорнового» мейнстрима и нудного артхауса мы отыскали для вас 5 настоящих жемчужин отечественного кино: фильмы о любви, которые действительно интересно смотреть.
Про любовь (2015)
Режиссер: Анна Меликян. В ролях: Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов.
Обаятельный художник разрывается между двумя влюбленными в него женщинами. Парочка косплееров решается предстать друг перед дружкой без своих привычных костюмов, тем самым поставив свои отношения под удар. Гостья из Японии преодолевает культурный барьер в поисках своего русского «единственного». Эти и другие истории объединяет героиня Ренаты Литвиновой, читающая на «Стрелке» лекцию о том, что такое любовь.
На момент своего выхода на экраны альманах «Про любовь» получил море кинематографических призов и зрительских оваций. И это неудивительно. Картина, с первого взгляда полюбившаяся и высоколобым критикам, и обычным зрителям, подкупает всех без исключения своей удивительной солнечной атмосферой, яркими красками и не менее яркими чувствами. Режиссер ленты Анна Меликян умудрилась снять оптимистичное, светлое кино на вечную тему, избежав приторности и фальши, характерных для абсолютного большинства фильмов этого жанра.
Неадекватные люди (2010)
Режиссер: Роман Каримов. В ролях: Евгений Цыганов, Юлия Такшина, Илья Любимов.
Виталий, молодой человек 30 с лишним лет, решает начать жизнь с чистого листа. Он переезжает из родного Серпухова в Москву, устраивается на новую работу и изо всех сил старается делать вид, что у него все как у людей. Однако напускная нормальность не выдерживает энергии и напора его новой соседки — 17-летней школьницы Кристины.
«Биться головой о стенку гораздо веселее, когда знаешь, что за ней скрывается родственная душа», — этот слоган предельно точно описывает происходящее в картине. Главные герои — ребята с проблемами. У него за плечами тяжелая травма и горечь потери, у неё — неприкаянная молодость и категорическое неприятие серости «взрослой жизни». Естественно, такие люди как они — странные, необычные, «неадекватные» — не могут не сойтись. И, только сблизившись, они понимают, что «в сумасшедшем мире только безумные рассуждают здраво».
Два дня (2011)
Режиссер: Авдотья Смирнова. В ролях: Федор Бондарчук, Ксения Раппопорт, Ирина Розанова.
В забытый богом провинциальный городок приезжает высокопоставленный чиновник из Москвы. Его задача — посетить единственную тамошнюю достопримечательность , музей-усадьбу несуществующего русского классика, чтобы помочь местному губернатору прикрыть учреждение культуры и «приватизировать» музейное имущество. Однако зловредные планы работников госаппарата рушатся, когда московский гость встречает одну из работниц музея.
Не нужно быть искушенным кинокритиком, чтобы понять: картина с подобным сюжетом имела все шансы превратиться в гротескный фарс. История любви между московским чиновником и провинциальной «филологиней» — такое сложно даже представить. Еще сложнее в это поверить. Впрочем, вопреки ожиданиям, режиссеру ленты Авдотье Смирновой удалось виртуозно обыграть эту наивную сюжетную канву и создать действительно тонкий, красивый и искренний фильм о настоящих людях и их настоящих чувствах.
Аритмия (2017)
Режиссер: Борис Хлебников. В ролях: Ирина Горбачева, Александр Яценко, Анна Котова.
Олег и его жена Катя — врачи. Они работают в одной больнице. Правда, трудовые будни у них проходят по-разному: Олег разъезжает на скорой и ежедневно спасает человеческие жизни, а Катя проводит долгие одинокие часы в приемном покое. Как-то раз, по привычке «накатив» после тяжелой смены, Олег отправляется вместе с Катей на день рождения тестя, где, прямо посреди бурного застолья, получает от жены смску «Нам надо развестись».
Лаконичное название — «Аритмия» — отлично отражает суть картины. Серость, утомительная рутина, отсутствие всякой надежды провоцируют нарушение здорового ритма в отношениях супругов. Их чувства становятся прерывистыми, неровными. Того и гляди наступит очередной кризис, а за ним и гибель. Однако даже в этой, казалось бы, патовой ситуации всё еще есть шанс на спасение. Уж кому-кому, а врачам это должно быть хорошо известно. Простая бытовая драма о людях, чей брак рушится не из-за измен или отсутствия любви, а из-за обычной житейской усталости, у режиссера Бориса Хлебникова обретает возвышенную красоту античной трагедии. И, что особенно важно, эта красота не идет вразрез с душераздирающей искренностью фильма. Она, напротив, лишь еще один решительный раз подчеркивает её.
Географ глобус пропил (2013)
Режиссер: Александр Велединский. В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Евгения Брик.
Молодой биолог Виктор Служкин за неимением лучшего идет работать преподавателем в обычную среднюю школу. Там его встречают все прелести подобной службы: нерадивые ученики, узколобое начальство, крошечная зарплата. Плюс, на свою беду, 28-летний преподаватель без памяти влюбляется в свою юную ученицу.
Сюжет «Географа» обязывает любого мало-мальски образованного зрителя вспомнить набоковскую «Лолиту». Однако если присмотреться, в этом фильме куда больше заимствований из мира классической русской литературы, нежели из творчества всемирно известного модерниста-эмигранта. Здесь есть все, что так дорого нам в русской романной традиции — и герой, который ведет себя совсем не по-геройски (вспомните хотя бы Печорина), и среда, которая продолжает «заедать» нашего страдальца, и даже неизменный «лучик света в темном царстве» — прелестная девочка Маша, влюбленная в непутевого «географа». Все это, конечно, совсем не ново. Однако подобного рода конфликты и участвующие в них персонажи, видимо, никогда не перестанут быть актуальны для российской действительности. А значит и снимать кино об этом тоже не перестанут.