Школа грамотного шоппинга: учимся читать штрихкод

logo
Школа грамотного шоппинга: учимся читать штрихкод Школа грамотного шоппинга: учимся читать штрихкод Школа грамотного шоппинга: учимся читать штрихкод Школа грамотного шоппинга: учимся читать штрихкод
В День рождения штрихкода мы решили разобраться, какую информацию о товаре нам может сообщить упаковка, и, главное, как отличить оригинал от подделки.

штрихкод шоппинг покупки

Сегодня день рождения отмечает одно из самых полезных изобретений 20 века, которое навсегда изменило процесс шоппинга во всем мире – штрихкод. Делая покупки в магазине, задумываешься ли ты, что скрывает информация на упаковке? 

Поделиться:


Зачем нужен штрихкод?

штрихкод шоппинг покупки

В крупных супермаркетах запомнить все наименования не в состоянии ни продавец, ни производитель. Именно поэтому общая система кодов стала настоящим спасением. Благодаря им процесс продажи и учета стал происходить во много раз быстрее. Этот маленький код способен хранить всю необходимую информацию о товаре – от страны производителя до веса. Продавцу достаточно лишь поднести товар к сканеру, чтобы увидеть на экране полную сводку.

Как читать штрихкод?

штрихкод шоппинг покупки

Сейчас строгих требований к внешнему виду штрихкодов нет. Он может быть узким, коротким и даже вовсе без цифр. Допускаются также сокращенные кодировки. Но чаще всего производители придерживаются установленной системы кодирования, где каждая цифра обозначает конкретные данные.

Смотри также: Купите это немедленно — 5 главных покупок апреля >>>>>

По европейскому стандарту код EAN-13, который используется в России, состоит из 13 цифр. Первые две (три) цифры обозначают страну, следующие четыре — код предприятия, в следующих пяти цифрах зашифрованы потребительские свойства (первая — имя товара, вторая — потребительские особенности, третья — масса, четвертая — состав, пятая — цвет).

штрихкод шоппинг покупки

Для товаров в небольших упаковках может быть использован код из восьми цифр (EAN-8), в котором отсутствует код товара. Для книжной продукции в нашей стране применяется другой международный стандарт — ISBN, состоящий из 9 цифр.

Как проверить подлинность?

штрихкод шоппинг покупки

Последняя цифра 13-значного штрихкода — контрольная. Она помогает определить его подлинность по особой арифметической формуле. Чтобы проверить, не подделка ли перед вами, сложите цифры, стоящие на четных местах, а полученную сумму умножьте на три. Также сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней. Сложите оба результата и отбросьте от получившегося числа первую цифру. Из десяти вычтите последний получившийся результат. Именно итоговая цифра всех этих долгих вычислений и должна стоять последней в штрихкоде. Совпадение означает, что перед вами оригинальный продукт.

Если на математические проверки нет времени, то можно найти специальный онлайн-сервис проверки штрихкодов, который сам все подсчитает и выдаст свой вердикт.

Мифы о штрихкодах

штрихкод шоппинг покупки

Миф №1: Штрихкод может ставить только изготовитель

По правилам приоритетное право штрихового кодирования товаров принадлежит владельцу товарного знака или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведен. В случае, если по каким-либо причинам владелец бренда не нанес код, это может сделать изготовитель. При отсутствии штрихового кода нанести его может даже поставщик или импортер. Тогда на этикетке указывается информация о поставщике и его штриховой код.

Миф №2: В код спрятана особая информация о товаре

Штриховой код является лишь уникальным номером, по которому можно найти данные о продукции в электронном каталоге организации-изготовителя. Без доступа к этому каталогу получить информацию не получится. 20 лет назад была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, где можно найти информацию по коду через Интернет. Для этого необходимо посетить российскую или международную страницу GEPIR в сети и ввести штрихкод товара.

штрихкод шоппинг покупки

Миф №3: Если штрихкода нет в базе, то товар поддельный

В действительности отсутствие какого-либо штрихкода в регистре вовсе не является свидетельством его поддельности. Во многих странах существуют законы о раскрытии информации, в соответствии с которыми фирма в некоторых случаях оставляет за собой право предоставлять данные или нет.

Миф №4: Штрихкод есть только на качественной продукции

На самом деле штрихкоды не имеют никакого отношения к качеству товаров. Штриховой код был создан скорее для производителей и торговых сетей, чем для потребителей. Главное, что может простой покупатель по нему определить — это страну-производителя.

Какой тренд этой весны тебе подойдет? – пройди тест и отправляйся за покупками >>>>>

Но и здесь есть свои тонкости. Например, если указанная на упаковке страна-производитель не совпадает с цифрами штрихкода, это не всегда значит, что перед вами подделка. Бывает так, что некоторые компании производят товары в одной стране, а регистрируются в другой. Возможно также наличие филиалов или совместного производства.

штрихкод шоппинг покупки

Основные коды стран-производителей:

США, Канада — 00, 01, 03, 04, 06
Франция — 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Германия — 40, 41, 42, 43
Великобритания (и Северная Ирландия) — 50
Япония — 49
Бельгия (и Люксембург) — 54
Норвегия — 70
Дания — 57
Финляндия — 64
Португалия — 56
Швеция — 73
Швейцария — 76
Италия — 80, 81, 82, 83
Израиль — 72
Голландия — 87
Австрия — 90, 91
Австралия — 93
Турция — 86
ЮАР — 60, 61
Исландия — 84

Что касается российских производителей, то за их товарами закреплен диапазон кодов 460−469. Однако используется пока только 460, остальные номера заблокированы для использования в будущем.

Валерия Менская

Поделиться: