На сладкое: стиль тутти-фрутти в украшениях
Как выглядели первые «драгоценные десерты» тутти-фрутти, кто их изобрел и при чем тут Дягилев – узнаешь из нашей статьи.
Самоцветы Индии
Самый «вкусный» ювелирный стиль, открывший нам украшения, которые хочется поедать не только глазами, но и в буквальном смысле, возник в ревущие двадцатые. Это была эпоха ар-деко (фр. art déco, букв. – «декоративное искусство») с ее экспериментаторским духом, броскими цветовыми сочетаниями и заимствованиями из восточной культуры.
Смотри также: Коктейльные кольца – праздник, который всегда с тобой >>>
К тому же рынок был перенасыщен самоцветами из Индии – не только драгоценными рубинами, сапфирами и изумрудами, но и не уступающими по красоте гранатами, топазами, цитринами и аметистами. Из всех этих камней стали создавать изделия, напоминающие россыпь разноцветных леденцов в восточных лавках. Они отсылали к сокровищам махараджей – индийских князей, издревле славившихся любовью к роскоши. Кстати, современные махараджи также внесли свою лепту в развитие стиля: они регулярно заказывали у ведущих европейских Домов красочные ожерелья, браслеты, украшения для тюрбана, переливающиеся сотнями и даже тысячами драгоценных камней.
Русский след
Один из основателей стиля тутти-фрутти Пьер Картье черпал вдохновение и у русских деятелей искусства. Так, после знакомства с Карлом Фаберже он создал коллекцию украшений из эмали, где преобладала любимая русским ювелиром сине-зеленая гамма. Во время своего путешествия по России Картье приобрел множество самоцветов (в том числе и поделочные камни), из которых впоследствии создал анималистическую серию – 200 фигурок животных всех цветов радуги.
Читай также: Царский подарок – 5 интересных фактов об императорском фарфоре >>>
Но самое яркое (во всех смыслах) впечатление на французского ювелира произвели «Русские сезоны» Сергея Дягилева – неожиданное сочетание цветов в «Шахерезаде» и «Половецких плясках», где оранжевый соседствовал с желтым, зеленый – с синим, а красный – с розовым и фиолетовым. Вскоре в моду вошли дерзкие ювелирные комбинации изумрудов и сапфиров, аметистов, рубинов и жадеитов. И одним из поклонников украшений с драгоценными «леденцами» стал сам Дягилев.
Легендарное колье «Тутти-Фрутти»
Пожалуй, самое знаменитое украшение тутти-фрути – одноименное колье «самой элегантной и самой обсуждаемой женщины Парижа» Дейзи Феллоуз. Редактор Harper’s Bazaar пожелала себе нечто вроде ожерелья махараджи, но при этом с европейским звучанием.
Смотри также: Красота Востока – серьги-джумки и другие изысканные украшения из Индии >>>
Получилась ювелирная композиция из платины и белого золота с овальными и круглыми бриллиантами, 13 огромными сапфирами-каплями и двумя сапфировыми листьями. Всю эту роскошь украшали нитки изумрудных, рубиновых и сапфировых бусин, рубиновые листья и кабошоны. Казалось, что камни оформлены вообще без металла, и украшение действительно походило на изысканный драгоценный десерт. Название «Тутти-Фрутти» появилось только в 1970 году, а первоначально ожерелье называлось «Колье Хинду» («индусское колье»).
Модная история
Новый виток развития стиль тутти-фрутти получил в 1950-е, после Второй мировой войны. Разноцветные самоцветы преимущественно круглой огранки «кабошон» украшали изделия из желтого золота, которое ювелиры теперь не старались спрятать. В одном украшении соседствовали 5-6 оттенков камней, а самыми популярными моделями стали крупные подвески с богатыми инкрустациями и коктейльные кольца с разноцветными вставками.
Смотри также: Дело в форме – популярные виды огранки ювелирных камней >>>
В 70–80-е годы прошлого века тон в ювелирном искусстве задавала Палома Пикассо, дочь гениального Пабло Пикассо. Она любила работать с очень крупными камнями – синими сапфирами, изумрудами, рубинами. Украшение, по ее мнению, должно было привлекать внимание, быть подчеркнуто дорогим, заметным и шикарным. Именно она научила женщин носить драгоценные камни каждый день – ведь нет такого дня, когда можно не блистать.
Тренд на максимализм
Изделия с цветными камнями, оттенки которых, как кажется на первый взгляд, «спорят» между собой, на пике популярности уже несколько лет и не собираются сдавать позиции. Это и крупные кольца, и броши-бутоны, и браслеты-манжеты в восточном стиле, сродни тем, которые носила Коко Шанель.
Смотри также: Максимализм и геометрия – главные ювелирные тренды осени 2021 >>>
Помимо камней «большой тройки» (сапфиров, рубинов и изумрудов), в создании ювелирных «десертов» все чаще используются лимонно-желтые цитрины, яблочно-зеленые хризолиты и виноградно-фиолетовые аметисты. И, конечно, синтетические камни, которые сияют не меньше настоящих, а стоят в разы дешевле.
Такие украшения, несмотря на внушительные размеры и праздничный вид, можно носить каждый день, сочетая с однотонной одеждой базовых цветов. И не ограничиваться одним изделием: в тренде максимализм и «сочетание несочетаемого», а значит, можно создавать контрастные композиции из серег, колец, браслетов и брошей всех цветов радуги.
Фото: Shutterstock, 585*Золотой.