Главные женщины в современном искусстве

logo
Главные женщины в современном искусстве Главные женщины в современном искусстве Главные женщины в современном искусстве Главные женщины в современном искусстве
Женщины в современном искусстве, сумевшие добиться признания и успеха

Современное искусство многогранно, но почему-то так получается, что главными его ньюсмейкерами становятся мужчины. И это совершенно несправедливо. Прекрасной половине человечестве тоже есть, чем гордиться.

Поделиться:


Яёи Кусама

Японская художница впервые заинтересовала критиков и общественность еще в шестидесятых. Тогда она прославилась не только картинами, но и неоднозначными перфомансами, из-за которых ее даже причисляли к контркультуре. Например, основала собственную религию, в которой заняла вакансию «Верховной жрицы горошка». Или проводила акции с обнаженными моделями, тела которых были покрыты ярким горошком. При этом любила использовать необычную мебель со странными фаллическими отростками.

Акцентирование на горошек не случайно. Еще в детстве у Кусама диагностировали синдром навязчивых состояний, а ее жизнь сопровождают галлюцинации: она везде видит маленькие шарики. Когда-то давно заниматься рисованием ей посоветовал психиатр. Затем она решила поделиться своим видением мира с остальными его обитателями.

Повестка дня современного искусства меняется очень быстро. Когда в 1973 году Кусама была вынуждена вернуться в Японию, чтобы продолжить лечение, многие решили, что она выпала из обоймы. Действительно, на десятилетие она пропала из видимости экспертов, но уже в конце восьмидесятых с триумфом вернулась. Сейчас, в 89 лет, она активно выставляется, сотрудничает с модными домами (Louis Vuitton), а самая дорогая ее картина была продана за 5,1 млн. долларов.

Татьяна Арзамасова

Основательница и активный участник самой востребованной российской арт-группы АЕС+Ф. Как часто случается у представителей отечественного андерграунда, группа больше известна на Западе, чем на родине.

Хотя работы Арзамасовой и партнеров и в России на слуху. Например, в Рунете статуя Свободы в парандже стала мемом. А статуя китайской девочки на динозавре напротив монумента Александру Третьему целый год удивляла питерцев и туристов.

Интерес к их работам появился практически сразу после создания группы в 1989 году, когда они собрали альбом к постановке Александра Васильева «Серсо». Затем в 1996 году появился «Исламский проект», откуда позднее вытащили ту самую статую Свободы. Яркими были и другие циклы группы: «Лесной царь», «Первый всадник», «Ангелы и Демоны», «Дефиле» и «Allegoria Sacra».

Марина Абрамович

Если кто-то в мире искусств поднимает тему спорных перфомансов, то практически наверняка будет упомянута сербка Марина Абрамович. Ее идеи всегда вызывали шок, споры, столкновения мнений, шумиху в прессе и даже драки. Известность она получила в 1974 году, когда провела в Неаполе перфоманс «Ритм 0». Она разложила на столе 72 предмета (от пера до пистолета), в течение шести часов она разрешила брать их и делать с ней и ее телом все что угодно. Вначале зрители не предпринимали ничего опасного, но затем они срезали с нее одежду, порезали ей шею, укололи шипами розы и так далее.

В дальнейшем она неоднократно проводила художественные акции, которые могли окончиться для нее печально. Особенно самоубийственными они были в период совместной работы и жизни с немецким художником Улаем. Например, они соединили рты и обменивались только дыханием друг друга пока не упали без сознания. Хотя изначально больших денег такие представления не приносили, всемирную известность ей обеспечили.

После расставания с Улаем акции Абрамович стали менее опасными, но все так же скандальными. В 1997 году на Венецианском биеннале она провела представление «Балканское барокко», за которое получила «Золотого льва». Оно было посвящено кровопролитию в бывшей Югославии. Абрамович каждый день в течение шести часов сидела на горе костей и чистила их щеткой.

Ольга Булгакова

Современная российская живопись оценивается в мире не очень высоко, если не считать Ильи Кабакова, «Жук» которого был продан на аукционе за 5,8 млн. долларов. Но Ольга Булгакова уже долгое время входит в двадцатку самых дорогих ныне живущих художников из России. Это особенно впечатляет, так как первые шаги она делала в семидесятых, когда авангардное искусство чувствовало себя в СССР не очень вольготно.

Советскую публику ранние картины Булгаковой, как например «Театр. Актриса М.Неелова» (1976), заинтриговали сразу. Многие талантливые художники, зажатые в рамках соцреализма, старались пощекотать нервы зрителям и властям. Но Булгакова вместе со своим мужем Александром Ситниковым создали оригинальную систему, в которой соединили театральность, иносказательность и свою собственную мифологию.

Булгакова не застыла в своих концепциях. В девяностых ее манера и стиль существенно эволюционировали. Появились циклы «Архаизмы» и «Библейские эскизы». Из ее живописи исчезли предметы и фигуры, она становится все более и более абстрактной. Тогда же она начала активно выставляться в США и Европе.

Салли Манн

В России фотограф Салли Манн известна в основном благодаря скандальной серии «Ближайшие родственники» (1990). В ней представлено 65 фотографий ее троих детей во время летнего отдыха, некоторые из которых вызвали неоднозначную реакцию у критиков – и были подвергнуты цензуре.

Sally Mann

Впрочем, творчество Салли Манн намного шире. Известность в США к ней пришла в 1988 году, когда опубликовали сборник «Двенадцать: Портреты молодых женщин», главная тема которого – это девочки-подростки. Скандалы и дискуссии только помогли Манн, послужив своеобразной рекламой. При этом исключительно на потенциально острой тематике она не останавливалась. Например, она заново открыла для фотоискусства технологию коллоидной фотографии и в этой технике активно снимала пейзажи. В немалой степени ее прославили бытовые сцены, подсмотренные в Южных штатах США.

Оля Лялина

Вторжение технологий в искусство – это постоянный процесс. В последние двадцать лет развитие компьютерной техники и интернета привело к появлению нет-арта. И российскому искусству тут есть чем гордиться. Дело в том, что Оля Лялина стала пионером в этом направлении и создала несколько знаковых проектов. Первая же ее работа «Мой парень вернулся с войны», выпущенная в 1996 году, стала безусловным открытием и причислена экспертами к классике нет-арта. В сети появилось множество ремиксов или отсылок на нее.

В результате, этот проект Лялиной был включен в артбазу Rhizome – огромного архива нового медиа-искусства. Сама интернет-художник тоже не осталась в стороне и начала собирать собственную коллекцию сетевого креатива, запустив проект Art Teleportacia. Кроме того, она занялась теоретическим обоснованием нет-арта, опубликовав несколько знаковых для него эссе, прежде всего, «Digital Folklore Reader» и «Turning Complete User».

Главным для Лялиной все равно остается творчество. В 2001 году она открыла страницу веб-комикса «Зомби и Мумия», в котором каждый выпуск стилизован под модные тогда веб-стили. В 2004 году она запустила Online Newspapers – проект, в котором пять газет из разных уголков мира дополнены gifками. Одной из самых успешных ее работ стал цикл Animated GIF Model (2005-2012). Анимированные модели самой Лялиной, в которых она танцует, играет или плачет, тоже стали хитом. В 2016 году они даже были приобретены Городским музеем Амстердама.

Кэди Ноланд

Самая дорогая работа женщины-скульптора – это «Паук» Луизы Буржуа, которую продали в 2015 году за 29,1 млн. долларов. Однако, среди живых представительниц мира искусств первое место прочно удерживает Кэди Ноланд. В том же году ее «Bluewald» продали за 9,8 млн. долларов. Эта инсталляция представляет собой фигуру Ли Харви Освальда, сделанную из алюминия. А ведь уже около двадцати лет Ноланд активно не продвигает свое творчество: не проводит выставки, не дает интервью, а новые скульптуры появляются очень редко. Интерес же к ее идеям и концептам не ослабевает.

Самое интересное то, что Кэди Ноланд, которая выросла в семье Кеннета Ноланда – известного художника-абстракциониста, ко всем этим безумным суммам относится несерьезно. Показательна история о том, как накануне продажи своей работы «Ковбои доят корову», она объявила ее поддельной всего из-за нескольких царапин с краю. В другой инсталляции «Бревенчатый дом» Ноланд не понравилось, что подгнившие бревна отреставрировали без ее участия, и она тоже отказалась признавать свое авторство. Надо ли говорить, что владельцы, которые планировали выручить за них кругленькие суммы, были в ярости.

Хватает у скульптора и других чудачеств. Например, она может собирать свою скульптуру несколько дней, а потом потребовать от организаторов мероприятия выбросить ее в конце выставки. Несмотря на все это и ее антипатию к галеристам, работать с ней мечтают многие, а любое появление на публике становится маленькой сенсацией.

Поделиться: